Заброска Горный Алтай, заброска в Горный Алтай, по Горному Алтаю, Рыбалка в Горном Алтае, Тюнгур, Акташ, Улаган, Чулышман, Башкаус, Укок, Джазатор, Телецкое озеро, Белуха, доставка туристов в  Белокуриху, Чемал.
К золотым горам Телецкое озеро  Белокуриха К краю Соленных озер Вернуться на главную

Чуйский тракт

Турфирма Алтай Тур Сервис предлагает Вам заброску, транспортную доставку, трансфер на Алтай, экскурсии и путешествия по Чуйскому тракту, внедорожную заброску к труднодоступным местам и в любую точку Горного Алтая. А теперь немного истории....

Чуиский тракт является главной транспортной артерией Горного Алтая. Официально Чуйский тракт берет свое начало от моста через реку Бию в Бийске и на протяжении 616,7 км проходит по территории Алтайского края, большей частью по территории Республики Алтай, заканчиваясь у государственной границы с Монголией. Чуйский тракт является одной из самых древних дорог Горного Алтая, соединяющих Западную Сибирь с Центральной Азией. Этот путь, упоминания о котором содержатся в китайских хрониках тысячелетней давности, сыграл большую роль в развитии русско-алтайских, русско-монгольских и русско-китайских торгово-экономических и культурных отношений. В течение многих столетий на месте нынешней асфальтовой ленты дороги проходила тропа. Ею пользовались люди каменного века, воины, позже торговцы. Возможно, первыми по нему с шумом проехали колесницы, о чем свидетельствуют остатки дорог, а также наскальные рисунки, изображающие колесницы. Проходившие века оставляли на этой трассе отметины, ставшие археологическими, историческими памятниками, по ним можно судить и о культурных связях европейских и азиатских народов Настоящее же освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения алтайцев в 1756 году в состав Российской империи. Первые сведения о нем в русских письменных источниках встречаются с 1788 года, когда купцы впервые достигли реки Чуй и Курайской степи. Поводом к началу торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбениев в сопровождении монгольского войска для положения дошечки в верховье реки Катуни в урочище Баих-гач, где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись и другие пограничные жители для обмена товаров у чуйских двоеданцев (так назывались алтайские племена, которые платили дань одновременно русскому царю и китайскому императору). Не желая иметь посредников, русские купцы сами стали ездить в Чуйскую степь, где были построены первые избушки на реке Чуе, на месте, называемом по-теленгитски Кожо-Агач. В 50-60 годы XIX века у речки Буроты начинает действовать ярмарка, ставшая впоследствии известной даже в Монголии и Китае. С этого момента начали интенсивно развиваться русско-монгольские торговые связи, а вместе с ними и Чуйский торговый путь. Трудно сейчас представить, что когда-то это была всего-навсего вьючная тропа, и шли по ней небольшие караваны навстречу друг другу, преодолевая невероятные трудности: сложные подъемы и опасные спуски. Многие бомы (отвесные скалы) на пути приходилось преодолевать в обход или устраивать помосты из бревен с шаткими перилами. «Чтобы иметь представление о современном пути до Кош-Агача, - писал один из современников в 1869 году, — нужно видеть его в натуре, каждое же сравнение может показаться невероятным. На Чуйских бомах есть места, где вьючные и верховые лошади прыгают с камня на камень, по временам ударяясь боком о скалу, поднимающуюся вверх от тропинки. Проезжая по таким путям, самый искусный всадник рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти». Только особая предприимчивость побуждала торговцев предпринимать поездки на Чую. Основными русскими товарами, идущими в Монголию и Китай, были зерно, мука, крупы, сахар, ткани, стальные и железные изделия. Товарами, привозимыми в Россию из Монголии и Китая, были чай, верблюжья и баранья шерсть, шелковые ткани, шкуры сурка и других зверей. Несмотря на все трудности, Чуйский торговый путь занимал видное место в русско-монгольской и русско-китайской торговле, однако, дальнейшее развитие экономических связей тормозилось из-за отсутствия удобной дороги в Чуйскую долину. Дорога в то время проходила по следующим направлениям: город Бийск — село Смоленское — село Алтайское — село Черга — село Шебалино — Семи некий перевал — село Теньга — село Онгудай — перевал Чике-Таман — переправа Кор-Кечу — Сальджарскии перевал — село Иня — долина реки Чуй — перевал Аржаной — село Кош-Агач. Необходимость постройки тракта признавалась и предпринимателями и правительственными учреждениями. В течение 60-90-х годов XIX века было предложено несколько проектов, начиная с неко¬торых исправлений существующей вьючной тропы и заканчивая коренной реконструкцией. Но все они оставались на бумаге, так как средства на строительство так и не были выделены. Бийские купцы, наиболее заинтересованные в решении этого вопроса, устав от посулов и обещаний, пытались сами приспособить Чуйский тракт для безопасной езды и на свои средства провели некоторые работы по устранению «гиблых мест». Двадцатый век внес изменения в неторопливое устройство Чуйского тракта. После обсуждения многочисленных проектов, долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта на средства Кабинета и пожертвования купцов под руководством инженера И.И. Биля. В 1902-1903 годах вьючная тропа переделывается в колесную дорогу, пригодную для небольших тарантаек. В некоторых местах, для облегчения обходов, крестьянами были устроены паромные переправы через Катунь. В связи с ростом села Улалы (ныне город Горно-Алтайск) — одного из торговых центров — возникает вопрос об изыскании наиболее выгодного, короткого направления Чуйской дороги. В 1913 году в Горном Алтае появляется изыскательская экспедиция под руководством инженера-дорожника, ныне известного русского писателя Вячеслава Шишкова. В задачу ее входило отыскание лучшего варианта для проложения кратчайшего пути в Монголию. Партией Шишкова была проделана огромная работа по трассировке будущего тракта, составлена карта как левобережного, так и правобережного варианта тракта вдоль реки Катуни. Шишков также предлагал соединить оба направления в селе Черта, пробив дорогу от нее до Усть-Семы, где уже действовал колесный путь. Часть материалов изысканий, проведенных под руководством В.Я.Шишкова, прекрасно исполненных и оформленных хранится в музее Чуйского тракта в городе Бийске. Начавшаяся в 1914 году война помешала Шишкову осуществить намеченные работы по переустройству Чуйского тракта. События революции, гражданской войны надолго отодвинули проблему строительства Чуйского тракта, и ее решение было осуществлено уже при Советской власти. Начиная с 20-х годов тракт постепенно улучшается. 1923 год - начало торговой связи СССР и Монголии. Тогда впервые по Чуйскому тракту пошли советские караваны с грузом в Монголию. А чуть позже, в 1925 году, в горах послышался непривычный гул — это двигались колонны первых автомоби¬лей по Чуйскому тракту. Но особенный размах строительство приобретает в 1933-1934 годах. Основной рабочей силой в эти годы являлись заключенные 7-го отделения Сибирских лагерей, большинство из них — недавно раскулаченные сибирские крестьяне. Работы проводились в труднейших условиях. Основными орудиями труда являлись кирка, лом, лопата, тачка. Дорогу выравнивали, покрывали гравием, вместо паромных переправ строили мосты, устраняли опасные участки пути у бомов, на перевалах. Для поддержания доро¬ги в хорошем состоянии были выстроены дорожно-эксплуатаиионные участки. В 1936 году через реку Катунь у села Иня было завершено строительство первого в мире двухкабельного висячего моста, спроектированного инженером С.А. Цаплиным. Сейчас это памятник архитектуры, мостостроения сталинской эпохи. Сегодня Чуйский тракт, — это итог многолетней работы нескольких поколений изыскателей, дорожных строителей, мостовиков и других работников дороги.


ICQ консультация:
410677890

Бийская информационная служба

Конные туры по Алтаю
Rambler's Top100

Наши координаты:
659305, Алтайский край, г.Бийск, ул. Мартьянова 49,(ост.трамвая"Политех") турфирма "АлтайТурСервис",
тел.факс 8 (3854) 43-54-04-офис,Вся информация по Горному Алтаю
сот. 8-905-984-7979, WhatsApp-89059847979 - заказ транспорта по Алтаю, вездеходная заброска по Алтаю, охота и рыбалка на Алтае, (Александр),
сот. 8-905-083-4999, WatsApp-89050834999 - отдых,лечение на турбазах Алтая и санаториях Белокурихи,Яровое, заказ путевок, бронирование мест (Анастасия) ISQ 410-677-890,
e-mail: info@altaiturs.ru, www.altaiturs.ru